СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРИХОД Г.СЫКТЫВКАРА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЧКА

ИСТОРИЯ ХРАМА

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

ПОМОЩЬ ХРАМУ

АДРЕС ХРАМА

ПРАВОСЛАВНАЯ СЛОБОДА

ИСТОРИЯ СВЯТО-НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

Долгое время в литературе, посвященной истории Слободы, имело место ошибочное мнение о том, что уже во второй половине 18 века здесь была своя церковь, которая именовалась Богоявленской. Эта ошибка берет свое начало в «Дневных записках» русского ученого, академика И.И.Лепехина, который, путешествуя по Вычегде, в июле 1772 года побывал в Слободе и оставил ее описание: «В десяти верстах от устья Сысолы стояло село Слободское, в коем церковь Богоявления Господня» (Лепехин И.И. Дневные записки // В дебрях Севера. Сыктывкар, 1986. С.21).

Однако, изучение исторических источников, хранящихся в Национальном архиве Республики Коми, позволяет сделать вывод о том, что в то время в Слободе церкви вообще не было – она появится лишь в середине девятнадцатого века. Упоминаемая же И.И.Лепехиным Богоявленская церковь находился в соседнем селе Зеленец. Согласно клировой ведомости Зеленецкой Богоявленской церкви она была построена еще в 1696 году (НАРК. ф.230. оп.1. д.244. л.34). По названию церкви именовалась и волость, центром которой был Зеленец (Богоявленская волость); в состав этой волости входила и Слобода.

В истории Слободской Свято-Никольской церкви можно выделить два периода. Особенность первого периода (1850 – 1894 гг.) являлось то, что в это время она не была самостоятельной, была приписана к Усть -Сысольскому Троицкому собору и не имела свого постоянного причта. Второй период начинается в 1894 году (до 1917 г.), когда образуется самостоятельный приход Никольского храма, церковь получает свой постоянный причет, при церкви открывается приходская школа и библиотека.

Низшей территориальной единицей в церковном делении являлся приход, который объединял группу селений с церковью. Слобода долгое время входила в приход Усть-Сысольского Троицкого собора, поэтому для посещения Богослужений, Венчания, Крещения детей слобожанам приходилось проделывать длинный путь в 14 верст (почти 15 км) до Усть-Сысольска.

Никольский храм
Троицкий собор (фотография начала 20 века)

Небольшая часть жителей Слободы посещала Богоявленскую церковь в Зеленце и числилась в ее приходе. Так, в 1830 году за Богоявленской церковью числился 31 слобожанин, а в 1860 году – 38 (НАРК. ф.230. оп.1. д.244. л.68 (об). д.273. л.362 (об.)).

Постоянно ездить в Усть-Сысольск и Зеленец, находившийся в 10 верстах (почти 11 км) было далеко и неудобно. Необходимо отметить, что в начале 19 века в Слободе была построена «деревянная часовня на каменном фундаменте» (НАРК ф.230. оп.1. д.118. л.308,309), но Богослужения в ней совершались лишь по Праздникам священником, который приезжал из Усть-Сысольска по договоренности с крестьянами.

По причине таких неудобств крестьяне Слободы и близлежащих деревень Веждин, Серт, Ашаев 20 июля (с.ст.) 1844 года собрались в сельской расправе на мирское собрание и приняли решение «по причине дальнего расстояния приходской церкви» «испросить разрешение от начальства из существующей часовни создать временную церковь через пристройку к ней алтаря».

Все расходы и хлопоты по строительству храма и приобретению церковной утвари слобожане брали на себя. В Усть-Сысольск с прошением и доверенностью на его подачу был отправлен Кузьма Иванович Сюрвасев. К прошению прилагался чертеж планируемых построек (чертеж обнаружить не удалось) (НАРК ф.230. оп.1 д.118. л.308,309). (По указу Синода, появившемуся в 20-х годах 19 века, к прошениям о постройке храмов должен был прилагаться чертеж).

Вопрос о строительстве в Слободе церкви решался долго. Власти прежде всего интересовал вопрос: «Не помешает ли это выплате государственных податей» (НАРК ф.230. оп.1. д.110. л.298). Наконец, разрешение было получено и в 1850 году начались строительные работы. В архивных документах сохранилось упоминание о ходе строительства.

В январе 1851 года священник Троицкого собора М.Георгиевский сообщал настоятелю собора В.Кокшарову, что «сумма для построения в деревне Слободе деревянной на каменном фундаменте церкви из существовавшей часовни на необходимые потребности была жертвована жителями той деревни, но положительно, так как сама церковь строилась общими их силами, сколько было пожертвовано ими неизвестно. Потому что некоторые жители сами прямо от себя нанимали работников, другие работали из усердия, иные жертвовали и материалами. Впрочем, вся ценность работ может простираться до 400 рублей серебром» (НАРК ф.230. оп.1. д.128. л.482,482(об)).

18 марта (с.ст.) 1851 года Вологодская Духовная Консистория разрешила освятить «новопостроенный храм в деревне Слободе во имя Святителей и Чудотворцев Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского» (НАРК ф.230. оп.1. д.133. л.47). После освящения церковь стала именоваться Николаевской или Никольской, но просуществовала она недолго – в декабре 1885 года церковь сгорела. На ее месте в 1888 году была построена новая церковь, освящение которой состоялось 3 декабря (с.ст.) 1888 года (НАРК ф.230. оп.1. д.313. л.4(об)).

В клировых ведомостях Слободской Никольской церкви сохранилось ее описание: «Здание церкви деревянное, внутри она отштукатурена, со всех сторон обшита тесом, под железной крышей, одноэтажная, в одной связи с колокольней». В церкви было три Престола: главный – во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (освящен в 1888 году), второй (по правую руку) – во имя Святого Пророка Илии (освящен в 1890 году), третий (по левую руку) – во имя Преподобного Серафима Саровского (освящен в 1907 году). Расположение церкви было очень удачным - одно из самых красивых мест Слободы с видом на Вычегду, недалеко от центральной части села.

Свято-Никольский храм
Свято-Никольская церковь

Хотя в Слободе и была построена своя церковь, однако, самостоятельный приход создан не был. Слободская Свято-Никольская церковь была приписана к Усть-Сысольскому Троицкому собору. Богослужения в ней совершались священником из Усть-Сысольска «в храмовые праздники, а также нередко в воскресные и праздничные дни по желанию прихожан» (НАРК ф.230. оп.1. д.313. л.4(об)).

В 1862 году слобожане обратились в Усть-Сысольское духовное правление с прошением, в котором «изъявляли желание иметь при выстроенной церкви в своем селении особый причт из одного священника и двух причетников». Они были готовы за свой счет содержать служителей церкви и обещали поставлять им 180 четвериков (1 четверик – 16 кг) зерна, 50 возов сена по 20 пудов каждый (1 пуд – 16 кг), давать печеным хлебом до 60 пудов в год, кроме того, поставлять яйца, масло, сыр, за каждый молебен платить по 10 копеек. Слобожане брали обязательство построить дом из общественного леса и уступить к нему одну десятину земли (1,09 га) под огород (НАРК ф.230. оп.1. д.166. л.208).

Но, несмотря на это, самостоятельный приход не был создан, Слободская Никольская церковь осталась в составе прихода Усть-Сысольского Троицкого собора. Приход Никольской церкви образуется лишь в 1894 году, она получает постоянный причт. 24 мая (с.ст.) 1894 года священником церкви был определен Евгений Иванович Покровский, окончивший в 1891 году Вологодскую духовную семинарию, его рукоположение «во священники к сей церкви» состоялось 3 июля (с.ст.) 1894 года. Псаломщиками церкви в разные годы были Василий Попов, Василий Рогов, Иван Аврамов (НАРК ф.230. оп.1. д.323. л.129,133,294, д.345.л.32(об)).

Служители Никольской церкви

С 1894 года Никольская церковь приобретает еще и просветительскую значимость прихода. Так, в сентябре вместо существовавшей в Слободе с 1889 года школы грамотности создается церковно-приходская школа. В 1897 году из 172 детей школьного возраста в приходе в церковно-приходской школе обучалось грамоте 40 человек (23,3%), а в 1908 году из 189 детей обучалось уже 82 (43,4%). Повысилась и грамотность слобожан, так, если в 1897 году из 955 прихожан грамотными были лишь 60 человек (6,3%), то в 1908 году из 1152 прихожан грамотными были уже 315 (27,3%). (НАРК ф.230. оп.1. д.328. л.171, д.346. л.40).

В 1895 году при Никольской церкви создается библиотека, книги которой «выдавались для чтения грамотным прихожанам». Число книг в 1903 году составляло 62 наименования, в 1906 году – 76. Библиотеку составляли толкования Священного Писания, духовно-нравственные поучения, творения святых отцов, Церковная история. В 1903 году было проведено 97 выдач 42 читателям, в 1906 году – 69 выдач 21 читателю (НАРК ф.230. оп.1. д.340. л.40 (об), д.344. л.39).

В соответствии с разрешением Вологодской Духовной Консистории от 1 мая (с.ст.) 1900 года на приходском кладбище был построен деревянный молитвенный дом-часовня.

Церковь и часовня были закрыты по постановлению Сыктывдинского райисполкома на заседании президиума Комиоблисполкома 4 сентября 1935 года и переданы под распоряжение Слободского сельсовета под клуб и избу-читальню.

Из воспоминаний М.П.Каданева о Никольской церкви в советский период: "Здесь держали заключенных, а я метрах в 50 жил от церкви и возле моего двора, когда гнали заключенных, человек упал, его никто не попытался поднять, а конвоир просто заколол штыком. Мороз тогда стоял сильный на улице, и когда мы с ребятами зашли в церковь, то увидели замерзшие трупы узников, сваленные на полу".

Старожилы рассказывают, что закрытая церковь стояла еще долго и была снесена при строительстве стадиона в 50-х годах. В настоящее время на месте храма расположен спорткомплекс "Бумажник".

Место разрушенного храма
Место разрушенной церкви

Молебен на месте Свято-Никольского храма
Молебен на месте Свято-Никольского храма


Благодарим П.С.Кудешова за проведенные архивные исследования, сотрудников музея им. Н.М.Дьяконова и Коми республиканского архива за предоставленные материалы, краеведов и старожилов Слободы, а также всех тех, кто помогал в изучении истории Свято-Никольского храма.

Hosted by uCoz